ОГКОУ "Тейковская коррекционная школа-интернат"
г. Тейково
  • Методическая копилка

    Выступление учителя-логопеда Беловой Л.Е. на областном МО учителей-логопедов 16.11.2022

    Использование элементов техники изотерапии в логопедической работе с детьми с ментальными нарушениями

    Добрый день, меня зовут Белова Любовь Евгеньевна. Я являюсь молодым специалистом, работаю учителем-логопедом в ОГКОУ «Тейковской коррекционная школа-интернат». В нашей школе обучаются дети с ментальными нарушениями.

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Работая учителем-логопедом, я обратила внимание на то, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Самый высокий процент патологий приходится на речевые нарушения. В нашей школе количество детей с речевыми нарушениями достигает 100%. В связи с этим, проблема профилактики и повышения качества логопедической помощи становится особенно актуальной.

    Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к системному недоразвитию речи.

    Для оптимизации и эффективности коррекционно-логопедического процесса, успешности усвоения программы обучения детей, имеющих речевые нарушения, мною апробирована и внедрена в работу технология по применению изотерапии на занятиях по логопедии.

    Хотя я пока не имею большого практического опыта, я пришла к выводу, что в логопедической работе необходимо избегать монотонности, будничности, серости. Задача учителя-логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. И для этого занятия должны быть не скучными, превратиться в интересную игру. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Изотерапия позволяет избежать рутины.

    Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция нарушений речи посредством изобразительной деятельности.

    Дети с ментальными нарушениями являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности.

    В изотерапии особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков: дети учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь.

    Учитывая, что ведущей деятельностью детей с ментальными нарушениями является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие по логопедической коррекции связной речи носило характер игровой деятельности, было эмоционально окрашено.

    За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография», мокрую бумагу, нитки, поролон. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

     В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей.

    Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.

    Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими ментальные нарушения, может способствовать

    - преодолению моторной неловкости;

    - по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас;

    - даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий;

    - создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

    Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и каждая по-своему раскрывает творческий потенциал ребенка. На своих занятиях я использую лишь некоторые виды изобразительных техник, при выборе которых учитываю индивидуальные особенности детей, а также которые считаю наиболее эффективными в своей логопедической работе.

    Наверное, самой распространенной нетрадиционной техникой рисования является «Пальчиковая живопись». Этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, дает взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок имеет тактильный контакт с краской, бумагой, водой. Именно эту технику изотерапии я использую особенно часто, так как у детей с ментальными нарушениями все виды ощущений и восприятия характеризуются замедленностью, диффузностью, недиференцированностью вследствие снижения подвижности нервных процессов.

    В своей работе я использую следующие техники пальчикового рисования:

    1. Рисование кончиком пальца. Самая привычная и удобная техника. Дети просто закрашивают напечатанную картинку, дорисовывают элементы, копируют с образца изображение или рисуют его самостоятельно, а затем раскрашивают.

    2. Рисование ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка – вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка – одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально).

    3. Рисование кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки). Рисование полураскрытым кулачком, например, так можно рисовать следы, радугу, морских животных и много другое.

    «Пальчиковая живопись» используется на разных этапах логопедического занятия. При повторении материала, изучении нового или на этапе закрепления полученных знаний. Рисунок может быть приурочен к любой лексической теме, может изображать героя, который приходил в гости на занятие, или же просто являться одним из заданий.

    Еще одной нетрадиционной техникой является рисование на манной крупе («Манкография»). Манка похожа на песок. Как художественный материал имеет несколько преимуществ. Самое главное – расслабляющее, терапевтическое действие. Ребенок избавляется от последствий стресса, к нему возвращается эмоциональная стабильность.

    Вторая польза рисования манкой для детей – развивающее действие. Техника улучшает моторику пальцев рук, сенсорное восприятие, творческое мышление, речь. В рисовании обычно задействованы обе руки, что положительно влияет на развитие и правого, и левого полушарий мозга. У школьников «возня» с манкой улучшает навыки письма. В этом случае рисование манкой позволяет закрепить школьные знания.

    Третья польза рисования на манке – раскрытие художественного потенциала, проявление фантазии. У методики нет ограничений и строгих правил. Можно рисовать руками и разными приспособлениями на подносе, раскрашивать картинки с использованием манки, делать различные поделки. Сыпучая текстура материала позволяет создавать изображения любой сложности и степени детализации.

    Использование этой техники является эффективным, так как игры с манкой:

    - снимают мышечную напряжённость;

    - совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;

    - способствуют расширению словарного запаса;

    - помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

    - позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

    - способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

    - помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;

    - повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом;

    - развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

    Приведу несколько примеров использования техники рисования на манке на логопедических занятиях.

    При коррекции нарушений слоговой структуры слова можно использовать упражнения:

    - «Полоски». Ребенок чертит на манке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. При правильно выполненном упражнении ему дается возможность нарисовать этот предмет.

    - «Исправь ошибку». Логопед чертит на манке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

    - «Раздели слово на слоги». Ребенок печатает на манке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

    При коррекции лексико-грамматических нарушений можно использовать упражнение «Чего не стало?» Это игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось.

    При коррекции связной речи с помощью рисования «манной» картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. Например, упражнение «Дорисуй картинку и составь предложение». Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

    При подготовке к обучению грамоте, коррекции дисграфии и дислексии манку можно использовать для нахождения, написания определенной буквы.

    Очень любят дети рисовать буквы на песке, особенно нравится им превращать буквы «Л» в «А», «О» в «Я» и т. д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Манка позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

    Еще одна техника нетрадиционного рисования - кляксография, её необычность состоит в том, что она позволяет детям быстро достичь желаемого результата. Основной метод этой техники – создание абстрактных пятен, клякс, которые дополняются деталями согласно придуманному образу. Делать это можно любым удобным способом.

    Её использование позволяет детям чувствовать себя раскованее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Кляксография на первый взгляд выглядит очень незамысловато. Не стоит недооценивать ее, ведь кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию. Средство выразительности: пятно.

    В своей практике я использовала лишь два вида кляксографии - метод растекания и выдувание клякс трубочкой.

    Растекание. Для этого метода лучше использовать плотную бумагу или картон. На рабочую поверхность капают кляксы, затем наклоняют ее, позволяя пятнам приобретать разнообразные формы. Дети находят в изображении различные образы, дополняют его своими деталями. Для этого спрашиваю детей, на что похожа твоя клякса (на дерево, солнышко, цветок, кошку и т.д.).

    Раздувание клякс трубочкой. На бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном. С помощью такого приема можно создать ветки дерева, волосы на портрете, лучи солнца, щупальца осьминога. Такое задание для детей не просто интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку способствует тренировке легких, выработке правильной воздушной струи.

    Перед рисованием можно поставить задачу заранее: спросить ребенка, какого результата он хочет добиться, или предложить ему создать что-нибудь нетрудное и знакомое. Но лучше не загадывать и придумывать образы в процессе работы. Когда кляксы и линии начнут напоминать что-то знакомое, можно дополнить картину с помощью ватных палочек. Для этого их обмакивают в краску и дорисовывают необходимые элементы. Например, дереву можно добавить листья, цветы, ягоды, солнышку – облака. Можно оживить кляксы глазами и задорной улыбкой.

    Работа с нетрадиционной техникой «Кляксография» в непосредственной образовательной деятельности стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение. В процессе дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.

    Таким образом, нетрадиционная техника изображения «Кляксография» позволяют избежать копирования образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

    Дети с ментальными нарушениями нуждаются в шаблонах, некоторые не могут самостоятельно нарисовать изображение карандашом, а вот забить его пятнами подходящих цветов, или обвести по контуру могут легко. Поэтому в своей работе я использую еще и технику рисования «тычком» (ватными палочками).

    Рисование ватными палочками (пуантилизм) вызывает интерес не только у маленьких детей, но и у школьников, даже взрослых. Рисование косметическими палочками развивает воображение, усидчивость, мелкую моторику, помогает в изучении цветов, окружающих объектов.

    Чтобы вызвать интерес, можно начать занятие с рассказа о том, как в умелых руках даже простая точка оживает. В конце теоретической части следует продемонстрировать пример рисунка, который нужно нарисовать. Он будет соответствовать теме проводимых занятий. Зимой актуальны рисунки снежинок и снеговиков, осенью – деревьев с опадающей листвой, летом – солнышка и радуги и т. д.

    Для рисования ватными палочками можно использовать как мазки одной палочкой, так и целым пучком для изображения множества мелких деталей.

    Использование всех вышеперечисленных техник в своей работе я делаю еще интереснее, так как вместо привычного для нас материала – бумаги, использую прозрачный мольберт. Это позволяет разнообразить упражнения и поддержать интерес к занятиям.

    В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности долго не высыхает.

    Занятия живописью на стекле – отличный способ творческого самовыражения ребенка любого возраста. Прежде всего – развитие коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, чей-либо   портрет, даже застенчивый художник получает возможность внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт.

    Использование мольберта стимулирует познавательную активность ребенка, вызывает у него положительные эмоции, разнообразит и делает более интересными многократные повторения упражнений. Работа с данным пособием является использованием здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. Выполняя задания на мольберте, дети имеют возможность работать стоя (смена динамических поз), что является профилактикой нарушений осанки. При работе стоя меняется угол зрения (профилактика нарушений зрения).

    Еще в своей работе с данной категорией детей я использую нестандартную технику рисования Эбру. Для себя я ее открыла совсем недавно, но попробовав, поняла, что она производит потрясающий эффект на детей. В Эбру целителен сам процесс, дети воспринимают его, как настоящее волшебство.

    Эбру – терапия является одним из арт-терапевтических методов. Она предоставляет огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктивных видах творчества. Используя цвет как средство передачи настроения, ребенок экспериментирует, создавая специальными красками на вязкой воде уникальные шедевры. Перетекая из одного в другой, цвета образуют узоры необычайной красоты. Эти работы помогают определить и выразить эмоционально - чувственное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации с окружающими людьми. В логопедической деятельности с использованием техники Эбру у детей развивается мышление, мелкая моторика рук, зрительно - двигательная координация, связная речь, самостоятельность, дисциплинированность, усидчивость, фантазия, раскрывается творческий потенциал.

    Эту технику я использую, в основном, на этапе рефлексии, так как процесс рисования на воде успокаивает, завораживает, это безопасный способ снятия напряжения после активной деятельности на занятии. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.

    Данная нетрадиционная техника рисования универсальна, так как оказывает:

    - эффект на всех детей, которые нуждаются в коррекции;

    - действие на все психические процессы ребенка;

    - бережный и безопасный метод терапии.

    Многие техники изотерапии направлены на развитие творческих и речевых навыков. А искусство Эбру не только развивает моторику, оно вызывает желание обсудить процесс создания картины, придумать сказку, которая опишет происходящие на воде превращения. Благодаря искусству Эбру, мы не только активизируем речь в процессе самого рисования, не только развиваем творческие способности детей, но и привлекаем детей к другим видам деятельности, которые также направлены на развитие творческих и речевых навыков.

    И главное, занимаясь творчеством – мы учимся говорить! Говорить о том, что мы нарисовали, что мы сделали своими руками, обсуждая каждый свой шедевр, хвалясь всем и каждому своим мастерством.

    С целью выявления эффективности проделанной работы мной была проведена диагностика связной речи по методике Мазановой Елены Витальевны «Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР». Предлагаемый автором материал был соотнесен с возможностями обучающихся коррекционной школы, были учтены их индивидуальные особенности развития.

    I. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

    ФИ ребенка

    Критерии

    Смысловая целостность

    Лексико-грамматическое оформление

    Самостоятельность

    Всего баллов

    НУГ

    КУГ

    НУГ

    КУГ

    НУГ

    КУГ

    НУГ

    КУГ

    Зоя С.

    5

    10

    5

    5

    5

    7

    15

    22

    София С.

    5

    5

    5

    5

    1

    3

    11

    13

    Анна Ш.

    10

    10

    5

    10

    3

    5

    18

    25

    Анастасия Х.

    5

    10

    5

    10

    3

    3

    13

    23

    Виктория З.

    5

    5

    5

    5

    3

    3

    13

    13

    Денис С.

    10

    10

    5

    10

    5

    7

    20

    27

    Кира Г.

    5

    5

    5

    5

    1

    1

    11

    11

    Оля П.

    5

    10

    5

    10

    3

    5

    13

    25

    II. Пересказ прослушанного текста

    ФИ ребенка

    Критерии

    Смысловая целостность

    Лексико-грамматическое оформление

    Самостоятельность

    Всего баллов

    НУГ

    КУГ

    НУГ

    КУГ

    НУГ

    КУГ

    НУГ

    КУГ

    Зоя С.

    5

    10

    5

    10

    1

    5

    11

    25

    София С.

    5

    5

    5

    5

    1

    1

    11

    11

    Анна Ш.

    5

    10

    5

    10

    1

    5

    11

    25

    Анастасия Х.

    10

    10

    5

    10

    5

    7

    20

    27

    Виктория З.

    5

    10

    5

    5

    1

    1

    11

    16

    Денис С.

    10

    10

    5

    10

    1

    5

    16

    25

    Кира Г.

    5

    5

    5

    5

    1

    1

    11

    11

    Оля П.

    5

    10

    10

    10

    5

    7

    20

    27

    Уровень сформированности связной речи

    ФИ ребенка

    Связная речь

    Уровень

    НУГ

    КУГ

    Зоя С.

    26

    47

    Низкий

    Средний

    София С.

    22

    24

    Низкий

    Низкий

    Анна Ш.

    29

    50

    Низкий

    Средний

    Анастасия Х.

    33

    50

    Низкий

    Средний

    Виктория З.

    24

    29

    Низкий

    Низкий

    Денис С.

    36

    52

    Низкий

    Средний

    Кира Г.

    22

    22

    Низкий

    Низкий

    Оля П.

    33

    52

    Низкий

    Средний

    Проанализировав данные по составлению рассказов по сюжетным картинкам на начало учебного года и полученные данные в ходе контрольной диагностики, можно сказать, что положительная динамика отмечается у более половины обучающихся, дети стали более самостоятельными в высказываниях. Похожие количественные результаты наблюдаются и при пересказе текста, повысилась смысловая целостность и лексико-грамматическое оформление.

    Также была проведена сравнительная характеристика уровня связной речи на начало и конец учебного года. Сопоставив количественные результаты в группе детей с речевым недоразвитием были получены качественные результаты:

    - с высоким уровнем развития связной речи – 0 детей (0%);

    - со средним уровнем – 5 человек (62,5%);

    - с низким – 3 ребенка (37,5%).

    По результатам видно, что в группе после проведенной работы стали заметно преобладать дети со средним уровнем развития связной речи. Высокого уровня пока не наблюдается ни у кого, но я планирую и дальше внедрять новые техники изотерапии, искать более эффективные, чтобы добиться лучших результатов.

    Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что применение изотерапии в логопедической работе с детьми с ментальными нарушениями позволяет получить положительные результаты. Это является важным условием развития речи, психических процессов, творческого воображения, качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе.

     Наблюдая за детьми, заметила, что у них повысилась мотивация к занятиям, они с удовольствием выполняют все задания, терпеливо ожидая, когда будет можно приступить к рисованию. Движения общей и мелкой моторики стали более быстрые, точные и скоординированные. Речевое развитие у детей улучшилось, пополнился лексический словарь и повысилась возможность его активизации в импрессивной и экспрессивной речи. Речь у некоторых детей в высказываниях стала более связной, развернутой и эмоционально окрашенной.

    Использование элементов техники изотерапии в логопедической работе с детьми с ментальными нарушениями

    Добрый день, меня зовут Белова Любовь Евгеньевна. Я являюсь молодым специалистом, работаю учителем-логопедом в ОГКОУ «Тейковской коррекционная школа-интернат». В нашей школе обучаются дети с ментальными нарушениями.

    Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Работая учителем-логопедом, я обратила внимание на то, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Самый высокий процент патологий приходится на речевые нарушения. В нашей школе количество детей с речевыми нарушениями достигает 100%. В связи с этим, проблема профилактики и повышения качества логопедической помощи становится особенно актуальной.

    Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи. Одни из них касаются только произносительных процессов и обнаруживаются в снижении внятности речи без сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, влекущим за собой нарушения чтения и письма. Третьи представляют собой коммуникативные нарушения, которые могут препятствовать обучению ребенка в школе. Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводят к системному недоразвитию речи.

    Для оптимизации и эффективности коррекционно-логопедического процесса, успешности усвоения программы обучения детей, имеющих речевые нарушения, мною апробирована и внедрена в работу технология по применению изотерапии на занятиях по логопедии.

    Хотя я пока не имею большого практического опыта, я пришла к выводу, что в логопедической работе необходимо избегать монотонности, будничности, серости. Задача учителя-логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. И для этого занятия должны быть не скучными, превратиться в интересную игру. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Изотерапия позволяет избежать рутины.

    Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция нарушений речи посредством изобразительной деятельности.

    Дети с ментальными нарушениями являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности.

    В изотерапии особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков: дети учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь.

    Учитывая, что ведущей деятельностью детей с ментальными нарушениями является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие по логопедической коррекции связной речи носило характер игровой деятельности, было эмоционально окрашено.

    За счёт использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику «кляксография», мокрую бумагу, нитки, поролон. Созданию сложного симметричного изображения способствует техника «монотипия».

     В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей.

    Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.

    Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими ментальные нарушения, может способствовать

    - преодолению моторной неловкости;

    - по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас;

    - даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий;

    - создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

    Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и каждая по-своему раскрывает творческий потенциал ребенка. На своих занятиях я использую лишь некоторые виды изобразительных техник, при выборе которых учитываю индивидуальные особенности детей, а также которые считаю наиболее эффективными в своей логопедической работе.

    Наверное, самой распространенной нетрадиционной техникой рисования является «Пальчиковая живопись». Этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, дает взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок имеет тактильный контакт с краской, бумагой, водой. Именно эту технику изотерапии я использую особенно часто, так как у детей с ментальными нарушениями все виды ощущений и восприятия характеризуются замедленностью, диффузностью, недиференцированностью вследствие снижения подвижности нервных процессов.

    В своей работе я использую следующие техники пальчикового рисования:

    1. Рисование кончиком пальца. Самая привычная и удобная техника. Дети просто закрашивают напечатанную картинку, дорисовывают элементы, копируют с образца изображение или рисуют его самостоятельно, а затем раскрашивают.

    2. Рисование ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка – вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка – одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально).

    3. Рисование кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки). Рисование полураскрытым кулачком, например, так можно рисовать следы, радугу, морских животных и много другое.

    «Пальчиковая живопись» используется на разных этапах логопедического занятия. При повторении материала, изучении нового или на этапе закрепления полученных знаний. Рисунок может быть приурочен к любой лексической теме, может изображать героя, который приходил в гости на занятие, или же просто являться одним из заданий.

    Еще одной нетрадиционной техникой является рисование на манной крупе («Манкография»). Манка похожа на песок. Как художественный материал имеет несколько преимуществ. Самое главное – расслабляющее, терапевтическое действие. Ребенок избавляется от последствий стресса, к нему возвращается эмоциональная стабильность.

    Вторая польза рисования манкой для детей – развивающее действие. Техника улучшает моторику пальцев рук, сенсорное восприятие, творческое мышление, речь. В рисовании обычно задействованы обе руки, что положительно влияет на развитие и правого, и левого полушарий мозга. У школьников «возня» с манкой улучшает навыки письма. В этом случае рисование манкой позволяет закрепить школьные знания.

    Третья польза рисования на манке – раскрытие художественного потенциала, проявление фантазии. У методики нет ограничений и строгих правил. Можно рисовать руками и разными приспособлениями на подносе, раскрашивать картинки с использованием манки, делать различные поделки. Сыпучая текстура материала позволяет создавать изображения любой сложности и степени детализации.

    Использование этой техники является эффективным, так как игры с манкой:

    - снимают мышечную напряжённость;

    - совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;

    - способствуют расширению словарного запаса;

    - помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

    - позволяют развивать фонематический слух и восприятие;

    - способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

    - помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;

    - повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом;

    - развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

    Приведу несколько примеров использования техники рисования на манке на логопедических занятиях.

    При коррекции нарушений слоговой структуры слова можно использовать упражнения:

    - «Полоски». Ребенок чертит на манке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово. При правильно выполненном упражнении ему дается возможность нарисовать этот предмет.

    - «Исправь ошибку». Логопед чертит на манке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

    - «Раздели слово на слоги». Ребенок печатает на манке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

    При коррекции лексико-грамматических нарушений можно использовать упражнение «Чего не стало?» Это игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось.

    При коррекции связной речи с помощью рисования «манной» картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. Например, упражнение «Дорисуй картинку и составь предложение». Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

    При подготовке к обучению грамоте, коррекции дисграфии и дислексии манку можно использовать для нахождения, написания определенной буквы.

    Очень любят дети рисовать буквы на песке, особенно нравится им превращать буквы «Л» в «А», «О» в «Я» и т. д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Манка позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

    Еще одна техника нетрадиционного рисования - кляксография, её необычность состоит в том, что она позволяет детям быстро достичь желаемого результата. Основной метод этой техники – создание абстрактных пятен, клякс, которые дополняются деталями согласно придуманному образу. Делать это можно любым удобным способом.

    Её использование позволяет детям чувствовать себя раскованее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Кляксография на первый взгляд выглядит очень незамысловато. Не стоит недооценивать ее, ведь кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию. Средство выразительности: пятно.

    В своей практике я использовала лишь два вида кляксографии - метод растекания и выдувание клякс трубочкой.

    Растекание. Для этого метода лучше использовать плотную бумагу или картон. На рабочую поверхность капают кляксы, затем наклоняют ее, позволяя пятнам приобретать разнообразные формы. Дети находят в изображении различные образы, дополняют его своими деталями. Для этого спрашиваю детей, на что похожа твоя клякса (на дерево, солнышко, цветок, кошку и т.д.).

    Раздувание клякс трубочкой. На бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном. С помощью такого приема можно создать ветки дерева, волосы на портрете, лучи солнца, щупальца осьминога. Такое задание для детей не просто интересное, увлекательное, но и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку способствует тренировке легких, выработке правильной воздушной струи.

    Перед рисованием можно поставить задачу заранее: спросить ребенка, какого результата он хочет добиться, или предложить ему создать что-нибудь нетрудное и знакомое. Но лучше не загадывать и придумывать образы в процессе работы. Когда кляксы и линии начнут напоминать что-то знакомое, можно дополнить картину с помощью ватных палочек. Для этого их обмакивают в краску и дорисовывают необходимые элементы. Например, дереву можно добавить листья, цветы, ягоды, солнышку – облака. Можно оживить кляксы глазами и задорной улыбкой.

    Работа с нетрадиционной техникой «Кляксография» в непосредственной образовательной деятельности стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение. В процессе дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.

    Таким образом, нетрадиционная техника изображения «Кляксография» позволяют избежать копирования образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

    Дети с ментальными нарушениями нуждаются в шаблонах, некоторые не могут самостоятельно нарисовать изображение карандашом, а вот забить его пятнами подходящих цветов, или обвести по контуру могут легко. Поэтому в своей работе я использую еще и технику рисования «тычком» (ватными палочками).

    Рисование ватными палочками (пуантилизм) вызывает интерес не только у маленьких детей, но и у школьников, даже взрослых. Рисование косметическими палочками развивает воображение, усидчивость, мелкую моторику, помогает в изучении цветов, окружающих объектов.

    Чтобы вызвать интерес, можно начать занятие с рассказа о том, как в умелых руках даже простая точка оживает. В конце теоретической части следует продемонстрировать пример рисунка, который нужно нарисовать. Он будет соответствовать теме проводимых занятий. Зимой актуальны рисунки снежинок и снеговиков, осенью – деревьев с опадающей листвой, летом – солнышка и радуги и т. д.

    Для рисования ватными палочками можно использовать как мазки одной палочкой, так и целым пучком для изображения множества мелких деталей.

    Использование всех вышеперечисленных техник в своей работе я делаю еще интереснее, так как вместо привычного для нас материала – бумаги, использую прозрачный мольберт. Это позволяет разнообразить упражнения и поддержать интерес к занятиям.

    В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности долго не высыхает.

    Занятия живописью на стекле – отличный способ творческого самовыражения ребенка любого возраста. Прежде всего – развитие коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, чей-либо   портрет, даже застенчивый художник получает возможность внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт.

    Использование мольберта стимулирует познавательную активность ребенка, вызывает у него положительные эмоции, разнообразит и делает более интересными многократные повторения упражнений. Работа с данным пособием является использованием здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. Выполняя задания на мольберте, дети имеют возможность работать стоя (смена динамических поз), что является профилактикой нарушений осанки. При работе стоя меняется угол зрения (профилактика нарушений зрения).

    Еще в своей работе с данной категорией детей я использую нестандартную технику рисования Эбру. Для себя я ее открыла совсем недавно, но попробовав, поняла, что она производит потрясающий эффект на детей. В Эбру целителен сам процесс, дети воспринимают его, как настоящее волшебство.

    Эбру – терапия является одним из арт-терапевтических методов. Она предоставляет огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктивных видах творчества. Используя цвет как средство передачи настроения, ребенок экспериментирует, создавая специальными красками на вязкой воде уникальные шедевры. Перетекая из одного в другой, цвета образуют узоры необычайной красоты. Эти работы помогают определить и выразить эмоционально - чувственное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации с окружающими людьми. В логопедической деятельности с использованием техники Эбру у детей развивается мышление, мелкая моторика рук, зрительно - двигательная координация, связная речь, самостоятельность, дисциплинированность, усидчивость, фантазия, раскрывается творческий потенциал.

    Эту технику я использую, в основном, на этапе рефлексии, так как процесс рисования на воде успокаивает, завораживает, это безопасный способ снятия напряжения после активной деятельности на занятии. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира.

    Данная нетрадиционная техника рисования универсальна, так как оказывает:

    - эффект на всех детей, которые нуждаются в коррекции;

    - действие на все психические процессы ребенка;

    - бережный и безопасный метод терапии.

    Многие техники изотерапии направлены на развитие творческих и речевых навыков. А искусство Эбру не только развивает моторику, оно вызывает желание обсудить процесс создания картины, придумать сказку, которая опишет происходящие на воде превращения. Благодаря искусству Эбру, мы не только активизируем речь в процессе самого рисования, не только развиваем творческие способности детей, но и привлекаем детей к другим видам деятельности, которые также направлены на развитие творческих и речевых навыков.

    И главное, занимаясь творчеством – мы учимся говорить! Говорить о том, что мы нарисовали, что мы сделали своими руками, обсуждая каждый свой шедевр, хвалясь всем и каждому своим мастерством.

    С целью выявления эффективности проделанной работы мной была проведена диагностика связной речи по методике Мазановой Елены Витальевны «Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР». Предлагаемый автором материал был соотнесен с возможностями обучающихся коррекционной школы, были учтены их индивидуальные особенности развития.

    I. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

    ФИ ребенка

    Критерии

    Смысловая целостность

    Лексико-грамматическое оформление

    Самостоятельность

    Всего баллов

    НУГ

    КУГ

    НУГ

    КУГ

    НУГ

    КУГ

    НУГ

    КУГ

    Зоя С.

    5

    10

    5

    5

    5

    7

    15

    22

    София С.

    5

    5

    5

    5

    1

    3

    11

    13

    Анна Ш.

    10

    10

    5

    10

    3

    5

    18

    25

    Анастасия Х.

    5

    10

    5

    10

    3

    3

    13

    23

    Виктория З.

    5

    5

    5

    5

    3

    3

    13

    13

    Денис С.

    10

    10

    5

    10

    5

    7

    20

    27

    Кира Г.

    5

    5

    5

    5

    1

    1

    11

    11

    Оля П.

    5

    10

    5

    10

    3

    5

    13

    25

    II. Пересказ прослушанного текста

    ФИ ребенка

    Критерии

    Смысловая целостность

    Лексико-грамматическое оформление

    Самостоятельность

    Всего баллов

    НУГ

    КУГ

    НУГ

    КУГ

    НУГ

    КУГ

    НУГ

    КУГ

    Зоя С.

    5

    10

    5

    10

    1

    5

    11

    25

    София С.

    5

    5

    5

    5

    1

    1

    11

    11

    Анна Ш.

    5

    10

    5

    10

    1

    5

    11

    25

    Анастасия Х.

    10

    10

    5

    10

    5

    7

    20

    27

    Виктория З.

    5

    10

    5

    5

    1

    1

    11

    16

    Денис С.

    10

    10

    5

    10

    1

    5

    16

    25

    Кира Г.

    5

    5

    5

    5

    1

    1

    11

    11

    Оля П.

    5

    10

    10

    10

    5

    7

    20

    27

    Уровень сформированности связной речи

    ФИ ребенка

    Связная речь

    Уровень

    НУГ

    КУГ

    Зоя С.

    26

    47

    Низкий

    Средний

    София С.

    22

    24

    Низкий

    Низкий

    Анна Ш.

    29

    50

    Низкий

    Средний

    Анастасия Х.

    33

    50

    Низкий

    Средний

    Виктория З.

    24

    29

    Низкий

    Низкий

    Денис С.

    36

    52

    Низкий

    Средний

    Кира Г.

    22

    22

    Низкий

    Низкий

    Оля П.

    33

    52

    Низкий

    Средний

    Проанализировав данные по составлению рассказов по сюжетным картинкам на начало учебного года и полученные данные в ходе контрольной диагностики, можно сказать, что положительная динамика отмечается у более половины обучающихся, дети стали более самостоятельными в высказываниях. Похожие количественные результаты наблюдаются и при пересказе текста, повысилась смысловая целостность и лексико-грамматическое оформление.

    Также была проведена сравнительная характеристика уровня связной речи на начало и конец учебного года. Сопоставив количественные результаты в группе детей с речевым недоразвитием были получены качественные результаты:

    - с высоким уровнем развития связной речи – 0 детей (0%);

    - со средним уровнем – 5 человек (62,5%);

    - с низким – 3 ребенка (37,5%).

    По результатам видно, что в группе после проведенной работы стали заметно преобладать дети со средним уровнем развития связной речи. Высокого уровня пока не наблюдается ни у кого, но я планирую и дальше внедрять новые техники изотерапии, искать более эффективные, чтобы добиться лучших результатов.

    Анализируя свою работу, я с уверенностью могу сказать, что применение изотерапии в логопедической работе с детьми с ментальными нарушениями позволяет получить положительные результаты. Это является важным условием развития речи, психических процессов, творческого воображения, качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе.

     Наблюдая за детьми, заметила, что у них повысилась мотивация к занятиям, они с удовольствием выполняют все задания, терпеливо ожидая, когда будет можно приступить к рисованию. Движения общей и мелкой моторики стали более быстрые, точные и скоординированные. Речевое развитие у детей улучшилось, пополнился лексический словарь и повысилась возможность его активизации в импрессивной и экспрессивной речи. Речь у некоторых детей в высказываниях стала более связной, развернутой и эмоционально окрашенной.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie